Автодилеры попросили защиты от покупателей
Продавцы просят изменить закон «О защите прав потребителей», чтобы избежать злоупотреблений со стороны недобросовестных клиентов.
Российские автодилеры просят правительство защитить их от… покупателей.
По их мнению, в закон «О защите прав потребителей» необходимо внести поправки, которые бы вводили понятия амортизации и существенных недостатков, а также исключали штрафы в пользу государства. Об этом пишет «Газета.Ru».
Письмо в Минпромторг РФ с требованием внести изменения в закон «О защите прав потребителей» направила ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Как считают в ассоциации, некоторые нормы закона несправедливы по отношению к продавцам автомобилей. Например, закон обязывает дилеров обменять проданный автомобиль на новый в случае выявления существенных недостатков в течение трех лет со дня приобретения машины и выплачивать огромный штраф в пользу государства.
Как правило, вопросы о возмещении ущерба в этом случае решаются в судебном порядке, и под удар попадают именно автодилеры. Теоретически, в суд можно подать на производителя машины, однако на практике покупателям удобнее судиться с кокретным юрлицом, продавшим автомобиль.
Кроме того, понятие «существенный недостаток» нигде не конкретизировано, а сам автомобиль за три года заметно теряет в цене из-за амортизации, что также нигде не учитывается. В итоге, из-за злоупотреблений законом в целом ряде регионов (Краснодарский край, Ростовская область и ряд соседних областей) образовался настоящий юридический бизнес по судам с автодилерами.
В своем письме Минпромторгу члены РОАД предлагают ввести в закон ОЗПП понятие амортизации, дать определение существенным и несущественным дефектам, а также исключить пункт по оплате 50-процентного штрафа в пользу государства.
Однако с такой позицией не согласны эксперты и правозащитники. «Когда человек покупает новую вещь, и она не должна быть с браком. Вот что важно. Убедить в этом дилеров бывает не просто, — пояснил корреспонденту «Авто Mail.Ru» вице-президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Владимир Александров. — Бывает, что когда за полгода несколько раз выходит из строя одна и та же деталь, катализатор, например, они говорят: вы просто заправляетесь некачественным топливом. Да, заправки с подобным действительно есть. Но не думаю, что автовладелец, купивший автомобиль за миллион, будет сознательно заправлять его чем-то некачественным. То есть, чтобы в реальности доказать что-то, автомобилистам и сейчас нужно постараться. Что касается юридических контор, которые якобы делают бизнес на возврате машин, думаю, что они, может, и есть. Но не в таком количестве, чтобы глобально обманывать дилеров. Обычные же люди не должны страдать из-за поправок».
«Если дилерское лобби добьется принятия таких поправок, существенно пострадают интересы потребителей, — соглашается юрист, зампред правления Московского общества защиты потребителей Андон Недзвецкий. — Дилеры очень хотят получать прибыль и при этом не нести никакой ответственности за некачественный товар, снизить свои предпринимательские риски. Ввести аммортизацию выгодно для дилера, ведь это просто выкуп бракованного автомобиля, который будет починен дилером за счет изготовителя и перепродан. Что касается жалоб на штраф в 50% от присужденной суммы, то дилеры сами в этом виноваты — штраф взыскивается только по решению суда за отказ добровольно удовлетворять требования потребителя. Дилеры сначала сами вынуждают потребителей судиться, а потом недовольны санкциями. Штраф необходим, поскольку только благодаря ему в последние годы дилеры стали чаще выполнять требования закона добровольно», — пояснил эксперт корреспонденту «Авто Mail.Ru».