Глупые способы сэкономить
Машина — идеальный агрегат по отъему денег. Бензин, шины, ремонт, страховка, налоги — только успевай доставать кошелек. А кризис требует сейчас затянуть пояса и упорядочить расходы. Экономия — дело хорошее, но не стоит доходить до фанатизма.
Отельный шампунь
Казалось бы, при чем здесь машины? Один знакомый из всех отпусков и командировок привозит отельные шампуни и гели для душа, которые стоят на туалетном столике в ванной гостиничного номера. Но не коллекционер он, а обычный скряга. Содержимое баночек он выливает… в бачок омывателя летом, чтобы вода обладала еще и моющими свойствами. Хорошо, что хозяйственное мыло, превращенное в стружку на кухонной терке, туда с горкой не засыпают.
На деле подобные эксперименты могут привести к замыливанию шлангов и форсунок, уменьшая их производительность. Что мешает пользоваться специальной омывайкой, выбирая ее по сезону, не понятно. Ведь можно же просто найти, где продается хорошая и недорого.
Езда на «нейтрали»
Аксакалы от вождения преподносили это тайное знание как откровение: при движении под горку включай нейтральную, тогда мотор работает на холостых оборотах с минимальным расходом топлива. Некоторые асы и вовсе умудряются заглушить двигатель перед длительным спуском. Этих лучше сразу врачу показать, а трудновоспитуемых «нейтральщиков» неплохо бы как следует пожурить.
На деле выбор передачи должен соответствовать скорости движения автомобиля. А при движении под горку правильнее переключиться (даже на «автомате», если есть возможность ручного переключения) на передачу, которая позволит тормозить двигателем, а не только педалью, и лучше контролировать автомобиль.
92-й бензин
Это очередной привет из 90-х. Есть такие люди, которые уверены, что детей до 12 лет, согласно правилам, нельзя возить на переднем пассажирском сиденье, «Запорожец» с мотором от старой «Тойоты» обгонит новый «Мерседес», а лучшая шина — это «Снежинка». Они до сих пор заливают 92-й бензин в бак машины, которой по паспорту положен 95-й. Есть даже подобные чудики, заставляющие «есть» Аи-92 высокотехнологичные и капризные фольксвагеновские турбомоторы TSI, очень чуткие к качеству топлива и требующие 98-го для наиболее форсированных версий.
Случаи, если мотор «заточен» под 92-й (например, у Hyundai) не берем. Если же на лючке бензобака и в руководстве по эксплуатации (кто ж ее читает?!) значится 95-й, то его и нужно заливать. Тут знатоки уже набрали воздух в легкие, чтобы закричать в припадке, мол, октановое число поднимается присадками, бла-бла-бла…Особо продвинутые даже вспомнили название — «тетраэтилсвинец», это его добавляли в бензин для повышения октанового числа при царе Горохе.
В действительности, повышение октанового числа действительно достигается присадками, и так делается во всем мире. Причем, делается по технологии и на нефтеперерабатывающих заводах, а не путем залива в цистерну бензовоза во время остановки в подворотне. Только старые, опасные для машин и ядовитые, уже запрещены по целому ряду причин и реально не используются. Топливо высоких стандартов экологичности делается нормально, дрянь выгоняют нелегальные «самовары» и сбывают на «левых» АЗС. Просто не нужно заправляться где попало из-за того, что там на 42 копейки дешевле.
Что до 92-го, то низкооктановое топливо вспыхивает в камерах сгорания мотора быстрее, когда еще не закрыты полностью впускные клапана. Так что мотор будет работать не на полную мощность, начнет стучать, усилится нагрузка на разные детали, увеличится нагар… И пошло-поехало.
Замена колес своими руками
Из той же оперы — регулировка схода-развала самостоятельно в гаражных условиях. При помощи веревочек. Кроме смеха — и такое бывает. Казалось бы, ничего криминального в сезонной замене колес минуя шиномонтажку, если шины хранятся прямо на дисках, нет. Гайки (болты) перекрутить любой может. Но на деле шины получают износ, деформации, зимние теряют шипы, да и диски подвержены изменению конфигурации. К чему все это? К балансировке! Ее нужно делать обязательно, и не один раз в жизни. Иначе возможны биения, усиленная нагрузка на рулевое управление, повышение угрозы неравномерного износа и т. д. Да и вообще, нормальный шиномонтажник скорее увидит какие-то недостатки у шин, подскажет дополнительно, что их уже пора менять.
Не менять «дворники»
Подумаешь, велика важность — «дворник». Ну скрипит, так ведь он же шевелится! Прилегает не очень плотно, чистит не полностью — не беда, на скорость это не влияет. На деле неплотно прилегающие щетки, во-первых, ухудшают обзор, когда особенно темно, грязно и пешеходы в манере сайгаков прыгают через лужи. Во-вторых, стертые щетки портят лобовое стекло, а уж оно стоит гораздо дороже.
Идти в автосалон официального дилера за щетками стеклоочистителей тоже вовсе не обязательно, они продаются в автомобильных магазинах, в гипермаркетах, на АЗС. Как дешевые, так и фирменные. Разобраться с размером, типом крепления и заменой легко, особого ума и здоровья для этого не нужно.
Андрей Гречанник