Журнал АВТОГИД 174 в Челябинске    
Узнать штрафы ГИБДД Попутчик в Челябинске

Что такое крутящий момент?

Среди автомобилистов немало разночтений по коренным вопросам: мощность двигателей и их крутящий момент, рабочий объем и степень сжатия. Чем 4-тактный д.в.с. отличается от 2-тактного, а двигатель Дизеля от Отто? Ради чего регулируют фазы газораспределения? Зачем применяется наддув и почему автомобильному д. в. с. нужна коробка передач? Что такое дифференциал — и т. п.

Какую мощность развивает конь в упряжке? Странно, но средняя лошадь выдает при длительной работе только 0,8 л. с.; во всяком случае, именно такой показатель закладывали (и закладывают) обычно в инженерные и экономические расчеты по гужевому транспорту и пр. Считается также, что мужчина средних лет и обычной физической подготовки развивает (опять же при длительной работе) около 0,1 л. с. Немного, но и человек, и лошадь способны напрячься и несколько секунд выдавать гораздо больше — в разы. Конь вытаскивает телегу, застрявшую в разбитой колее, а моторчик внутреннего сгорания мощностью в 2 (две!) л. с. просто глохнет. Крутящего момента не хватило…

Золотое правило механики

Так что же такое крутящий момент и как он связан с мощностью двигателя? Вспомните среднюю школу: мощность определяется произведением силы на скорость (с какими-то коэффициентами в зависимости от единиц измерения) — для поступательного движения. Допустим, тянете вы груз с усилием в 12 кг и со скоростью 1 м/сек (3,6 км/ч); тогда ваша мощность— 12 кгм/сек. То есть, 0,16 л. с. [Европейская (парижская) лошадиная сила считается 75 кгм/сек. Англо-американская практика вся запутана футами и фунтами, так что британская лошадиная сила (bhp) равна 1,0139 л. с. по «континентальному» счету.]; неплохо. Космический ракетный двигатель развивает тягу в 100 т при скорости 12 км/сек., значит, его мощность — 16 млн л. с.!
Или же мощность определяется произведением крутящего момента [В свою очередь крутящий момент (он имеет смысл при вращательном движении) равен произведению силы на плечо ее действия. Когда к рычагу плечом в 1 м прилагается усилие в 10 кг (перпендикулярно плечу!), то тем самым создается крутящий момент в 10 кгм. Или в 98 Нм — кому как нравится.] на частоту вращения вала — для вращательного движения. Вот и все, остальное — арифметика. Если на валу мотора при 6000 мин-1 (в просторечии оборотов в минуту) замерен крутящий момент в 10 килограммометров, то его мощность равна 83,775 л. с. Или 61,6 кВт — в других единицах измерения [Один кВт равен 1,36 «континентальной» л. с. — даже в Африке.]. Причем неважно, о каком именно двигателе идет речь — о паровой машине, газовой турбине, поршневом д. в. с. или электромоторе; арифметике без разницы.

И что же нашему брату, автомобилистам, нужно — мощность двигателя или его крутящий момент? Вот притча: вынесли вы на рынок картошку и хотите сбыть ее по 35 руб. за кг. Вроде как главное для вас — хорошая цена. Продали пару кило — по 35, а больше не берут; дорого. Тут-то и выясняется, что для вас важна не столько цена — за кг, — сколько общая выручка от продажи 2 центнеров картошки.
Так и с моторами: нередко автомобилисты заявляют, что для них главное — момент, тяга, а мощность — дело десятое. Ровно наоборот— как в старом анекдоте: дай нам, Господи, мощность, а крутящий момент мы уж как-нибудь сами…

Пусть микролитражный моторчик развивает 10 л. с. при 6 тыс. оборотов. То есть, крутящий момент на его маховике — 1,2 кгм (11,7 Нм). Вам нужно 100 Нм? Ради Бога: ставим понижающий редуктор (с передаточным числом 8,55), — и вот вам 100 Нм на выходном валу [забудем пока о (неизбежных) потерях мощности в редукторе]. Причем мощность — за вычетом потерь — остается, естественно, той же. Хотите 1000 Нм? Пожалуйста, возьмите редуктор с передаточным числом 85,5; вопрос подбора шестеренных пар…
Но! При моменте в 100 Нм на выходном валу редуктора его обороты уже не 6000 мин-1, а только 700 с небольшим. Золотое правило механики: выигрывая в крутящем моменте (в силе), проигрываем в частоте вращения (в скорости). А 1000 Нм вы получите и вовсе при 70 мин-1; слишком медленно. Так вы хотите и крутящий момент, и обороты! И рыбку съесть, и не поцарапаться. Вам нужно продать по 35 руб. не 2–3 кг картошки, а много. Так и скажите: для меня главное — выручка. Для меня главное — мощность двигателя.

Мощность!

Допустим, катите вы в легковушке по ровной дороге с усовершенствованным покрытием; скорость постоянная — 100 км/ч. Тяга от двигателя в пятнах контакта ведущих колес с ходовой поверхностью в сумме как раз покрывает силы сопротивления воздуха и качения покрышек; для вашего авто (с его аэродинамикой, весом, шинами и давлением в них): положим 54 кг. То есть, крутящий момент на оси (при радиусе качения колес, скажем, 265 мм) равен 140 Нм, обороты колес — около 1000 мин-1, а расходуемая мощность — 1500 кгм/сек. или 20 л. с. С учетом потерь в трансмиссии — от маховика до пятна контакта — от мотора требуется мощность около 22,5 л. с.; легко.

А чтобы ехать на две «сотни»? При удвоении скорости, силы сопротивления возрастают при­мерно вчетверо — по квадрату. Иначе говоря, потребная мощность увеличивается в 8 раз (4 х 2) — по кубу скорости! От двигателя нужны теперь 170–180 л. с. на маховике, поэтому далеко не каждый автомобиль способен набрать скорость в 200 км/ч.
Это — при равномерном движении; а если вы хотите еще и разгоняться (или идти на подъем), необходима свободная мощность. Скажем, те же 22,5 л. с. на скорости 100 км/ч — плюс еще 10 л. с. на ускорение физического тела; II закон Ньютона. Или 50 л. с. — тогда разгон энергичнее.

Как видите, и скорость автомобиля, и динамика его разгона зависят от мощности двигателя; как же ее поднять? Держать крутящий момент до высокой частоты вращения вала. Скажем, довести обороты того же микролитражного моторчика до 12 тыс. — при неизменном моменте в 11,7 Нм. Значит, его мощность увеличивается ровно вдвое — до 20 л. с. В общем, тут такое соотношение:

P = 1/716,2 M x n,
где P — мощность двигателя (л. с.) при n мин-1, M —его крутящий момент (кгм) при тех же оборотах. А 1/716,2 — просто коэффициент размерности.

К сожалению, повышать частоту вращения вала поршневого двигателя очень непросто: силы инерции, нагрузки, трение. Ведь если раскрутить мотор от 6000 до 12000 мин-1, то силы инерции, которые нагружают детали конструкции, возрастают вчетверо. Нелинейно — по квадрату оборотов. И когда 2,4-литровые «восьмерки» в Формуле 1 развивают максимальную мощность при 19500 мин-1, то силы инерции при такой частоте выше, чем при 6 тыс. оборотов, вовсе не в 3,25 раза. А в 3,25 х 3,25 = 10,5 раз! Внутреннее трение нарастает еще быстрее (от 6 до 19,5 тыс. раз в 35); к тому же ухудшается наполнение цилиндров топливовоздушной смесью — и крутящий момент неотвратимо падает. Поэтому у каждого двигателя есть точка перегиба на кривой мощности по частоте вращения вала. У каждого своя, но после точки перегиба мощность по оборотам уже не повышается, а наоборот — падает. Не говоря уже об опасности перекрутить мотор и разрушить его стремительно нарастающими силами инерции.

Есть и другой путь: увеличивать крутящий момент. Тут главный прием — наддув: прокачивайте через ваш моторчик вдвое больше воздуха (и соответственно горючего), и крутящий момент повысится, грубо говоря, в 2 раза — при тех же оборотах. И всего делов. Правда, нарастают тепловые нагрузки, возникают другие головные боли…

Теперь забудем про редукторы; вы нередко видите графики крутящего момента и мощности двигателей по оборотам — так называемая внешняя скоростная (внешняя — потому что при полном «газе», а скоростная — поскольку по скорости вращения вала) характеристика. Так вот, вам достаточно видеть одну из кривых — либо момента, либо мощности; все равно. Другая восстанавливается из первой — и наоборот. Их приводят обе просто для удобства, — чтобы вам не заниматься сложнейшими арифметическими расчетами.
Забавно, когда фирменный пресс-релиз прокалывается по простейшему правилу, — скажем, на web-сайте новоявленной калифорнийской компании DiMora Motorcar. По проекту ультра-люкс-седана Natalia, максимальная мощность 16-цилиндрового(!) мотора Volcano превышает 1200 л. с. Наибольший крутящий момент — 1220 Нм (900 футо-фунтов); однако тут не сходится. По сведениям от DiMora же, «отсечка» срабатывает на 6500 мин-1; значит, максимальная мощность достигается при 6000–6250. Но тогда наибольший момент ну никак не меньше 1400 Нм, а вернее все 1500. Арифметика: 2 х 2 = 4 и в солнечной Калифорнии.

Эластичность двигателя

Взгляните еще раз на кривую крутящего момента: она дает ключевую характеристику двигателя — его эластичность. Надо сказать, у автомобильных д. в. с. кривая неблагоприятная— то ли дело у газовой турбины, паровой машины, электромотора. Они выдают наибольший крутящий момент при низких оборотах – и даже при полной остановке вала. То есть, как лошадь: замедляют ход, напрягаются — и вытаскивают повозку. А попробуйте остановить вал ВАЗовской «четверки» или 12-цилиндрового двигателя Rolls-Royce — они попросту заглохнут.

График крутящего момента у обычного д. в. с. левее 1000 мин-1 обычно и не рисуют; он не способен работать на оборотах ниже «холостого хода». Тогда как у э–мотора кривая поднимается к 0 оборотов — примерно по гиперболе; исключительная эластичность. При увеличении нагрузки (крутой подъем и т.п.) э–мотор теряет обороты — и увеличивает крутящий момент; сопротивляется до упора! А д.в.с. при падении частоты вращения (ниже «пиковых» по крутящему моменту) сопротивляется все слабее — и в конце концов останавливается. Две большие разницы, как говорят в Одессе.

Отсюда, кстати, идея «гибридных» бензин-электрических силовых агрегатов: тяговый э–мотор принимает на себя нагрузку именно там, где д. в. с. беспомощен. На самых «низах»; а обычно автомобильный двигатель выдает наибольший крутящий момент где-то при промежуточных частотах вращения вала. Причем у «остро» настроенного мотора пик момента сдвинут к высоким оборотам, а при низких он тянет слабо. Тогда и говорят о выраженном «подхвате»; ничего тут хорошего нет.

Так что же все-таки важнее — крутящий момент или мощность? Ответ: разумеется, нужен крутящий момент — в широком диапазоне оборотов! В том числе и при самой высокой частоте вращения вала, — то есть, мощность.
autokadabra.ru

АвтоОБЪЯВЛЕНИЯ Получать новости по RSS

Авточехлы эко кожа

От 7000руб за комплект доставка в регионы 89080945678 Главная задача автомобильных чехлов - закрывать обивку сидения, предохраняя ее от пятен и царапин. Но дизайн и удобство чехла для водителя также очень важны. Хороший чехол из качественных материалов украшает салон, легко стирается и долго служит своему владельцу. При этом "родная" обивка сохраняется в своем первозданном виде, что в будущем позволит продать авто по более выгодной цене. Подробнее...

Автошторки каркасные Лайтово

От 3500руб доставка в регионы 89080945678 Подробнее...

Проставки для увеличения клиренса

Цена от 1500руб отправка в регионы тел.89080945678 Понятие и значение проставки для увеличения клиренса (или, в простонародье - завышки) машины вытекает из его названия. Подробнее...

Читать все материалы
АвтоМОЙКИ Получать новости по RSS

Первый городской автомоечный комплекс!!!!

Первый городской автомоечный комплекс!!!!

Дорогие жители города Челябинска, мы рады представить вам новый современный автомоечный комплекс. Большие площади комплекса и высокотехнологичное моющие оборудование, а также качественная импортная автохимия превращают мойку автомобиля  в быстрый и качественный процесс.

Подробнее...

Вершина, шинный центр

Автошины / диски. Шиномонтаж. Новоэлеваторная, 51/2

Подробнее...

ВИАНОР, Сеть шинных центров, ЗАО Таганка

Автошины / Диски. Шиномонтаж Блюхера, 95 - магазин Vianor

Подробнее...

Читать все материалы
АвтоСАЛОНЫ Получать новости по RSS

Автодом, ООО, Автокомплекс

Автомойки, Шиномонтаж, Продажа легковых автомобилей. Братьев Кашириных, 44

Подробнее...

Читать все материалы
АвтоСТАТЬИ Получать новости по RSS

«Без него как без страховки»: 6 случаев, когда пригодился видеорегистратор в машине

Бывает полезно снимать то, что происходит снаружи и внутри автомобиля. Подробнее...

Эксперты назвали 5 нюансов при выборе машины для зимы

Эксперты при выборе надежной машины для зимы советуют обращать вниманием на особенности работы системы полного привода и наличие предпусковых подогревателей. Кроме того, важным критерием является адаптация двигателей и коробок передач к российским условиям эксплуатации. Подробнее...

Инструкция по использованию ОСАГО

«Что делать,  если…»

Вопросы по использованию «автогражданки» могут возникать не только у новичков, но и у опытных водителей. Тем более что в последнее время в ОСАГО происходит много изменений,  появляются новые сервисы и процедуры.

Подробнее...

Читать все материалы

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player



АвтоВИДЕО

АвтоПРИКОЛЫ Получать новости по RSS

Объявление

Объявление. — Для создания крепкой семьи познакомлюсь с молодым человеком приятной наружности без вредных привычек, с приличной зарплатой, машиной, квартирой в центре. О себе: — Полненькая блондинка бальзаковского возраста, любительница научной фантастики.
Читать все материалы

Главная Автомобильные новости в Челябинсе Новости Автосалоны в Челябинсе Автосалоны Автозапчасти в Челябинсе Автозапчасти Автодилеры в Челябинсе Автодилеры Журнал АВТОГИД 174  в Челябинсе Контакты Реклама на сайте в Челябинсе Реклама на сайте

© АвтоГид 174. Все права защищены. All right reserved.
Создание сайтов - NetCrafted.ru